В приоритете – повышение качества образования

В 2017 году большое внимание уделялось проблемам развития образования в целом.

В Орловском районе наибольшая часть районного бюджета также тратится на образование, поэтому интерес к проблемам, имеющимся в этой отрасли, закономерен. Нашим собеседником стала Лидия Дмитриевна Логинова – одна из самых опытных учителей и руководителей школы (ее педагогический  стаж – 43 года,  директорский – 25 лет).

Как вы считаете, Лидия Дмитриевна, какие позитивные изменения в образовании были в 2017 году?

– В принципе, мало что изменилось. Радует, что в образовательном процессе больше внимания стало уделяться спортивной подготовке. В первую очередь, это проявляется в создании условий для занятия спортом. Например, реконструкция и усовершенствование спортивных залов, особенно в сельских школах, помощь, в том числе спонсорская, в приобретении спортивной формы, инвентаря. А это ведет, в конечном итоге, к улучшению здоровья ребят. Еще хочу отметить, что именно в нашем районе в 2017 году образование получило очень существенную благотворительную помощь от депутата Заксо-брания С.Н. Киселева, почти все школы района что-то смогли улучшить. Конкретные суммы вручены в качестве гранта одаренным детям. Это здорово, потому что раньше такого никогда не было, и ученики получили стимул стараться и повышать результаты учебы.  А в целом глобальных изменений в нашей отрасли не произошло.

Что, с вашей точки зрения, «тормозит»  качество образования?

– Конечно же, крайне скудное финансирование.Нехватка средств  сказывается на всем. Вот сейчас невозможно представить себе современное общество без компьютера, интернет-технологий, современных средств связи. Причем они постоянно совершенствуются. На что школа должна приобретать компьютерную технику, лицензионные программы, ну и так далее… Сегодня школе, особенно сельской, где количество учащихся небольшое, а принцип финансирования – подушевой, даже учебно-методические пособия купить не на что.  А принцип централизованного комплектования библиотек остался в прошлом. Очень сложно стало работать. В школьные библиотеки не поступает никакой художественной литературы, на оформление подписки денег нет.  Интернет есть на селе далеко не у всех. И директору школы приходится постоянно выступать в роли просящего, а это даже морально непросто. В нашем районе особенно богатых спонсоров нет. Повезло нашей школе – существенно и всегда помогает агрофирма «Новый путь» во главе с С.Н. Бояринцевым, знаю, что и  Чудиновская школа такую помощь от одноименной агрофирмы получает.  Но это же единичные вложения. Устаревающая материальная база, нехватка учебно-методических средств не дают стимула для учащихся и педколлектива, «тормозят» качественные показатели.

Много  возникает вопросов по поводу введения второго иностранного языка, родного языка. Готовы ли сельские школы качественно решать эти задачи?

– В настоящее время – однозначно нет. В первую очередь, отсутствуют подготовленные кадры. Учебный план остался в тех же границах, и мы вынуждены «забирать» два часа в неделю от каких-то предметов. Эти предметы – любимые учениками физкультура и ОБЖ. И как за два часа в неделю можно выучить второй  иностранный язык? К тому же в школах района нет условий для качественного обучения языкам.  Необходим хотя бы лингафонный кабинет, поскольку каждый ученик должен уметь общаться, то есть иметь практику построения связной речи. Поэтому мы ввели, конечно, 2-ой иностранный язык, так как не выполнить  образовательный стандарт не можем, но качественно научить ребят очень сложно.

В настоящее время в области уделяется много внимания вопросам профориентации школьников, проблемам за-крепления кадров на родной земле, в селе. Но большая часть молодых людей уезжает. В чем видите выход из тупика?

– Бесспорно, селу сегодня нужны кадры как никогда. Раньше у нас немало выпускников оставалось в родном хозяйстве или возвращалось после получения профессии в вузах и ссузах. Телятницы, доярки, бухгалтеры, трактористы, другие специалисты агрофирмы «Новый путь» – это в основном наши ученики. Но за по-следние годы в родном селе не остался, к сожалению, никто, хотя профориентационную работу мы проводим так же серьезно и ответственно, как и прежде.  И  здесь, с моей точки зрения, есть несколько причин. Во-первых, уменьшение общего количества учащихся. Как ни странно – введение ЕГЭ, с результатами которого наши сельские мальчишки и девчонки могут выбрать любой престижный вуз, чего они и делают,  и чего раньше им было недоступно. А назад уже не возвращаются. А те, которые  остаются, трудоустроиться в нашу агрофирму не всегда могут, поскольку сейчас там тоже весьма жесткие требования к специалистам  и «умная» техника. Но главное, что необходимо сегодня, – это повышение престижа сельскохозяйственных профессий в целом, создание на селе таких социально-культурных условий, чтобы молодежи было комфортно и интересно жить. Ну и, конечно, оказание помощи молодым специалистам, молодым семьям, что, впрочем, областное правительство начало осуществлять.

Что будет в приоритете в новом году?

– Однозначно – повышение качества образования. А для педагогов – подготовка к работе в условиях новых, очень жестких профессиональных стандартов.

Ваши пожелания педагогическому сообществу  в 2018 году?

– Здоровья, творчества, энтузиазма, достойной зарплаты – и тогда все получится!